Проблемы, возникающие при формировании позитивного мышления или как с ними бороться – часть третья

Тот, кто уже начал учиться позитивному мышлению в любой ситуации, наверняка скажет, что проблем – то не становится меньше! На место одних приходят другие. Поговорим кратко о проблемах формирования позитивного мышления в области отношений с нашими отпрысками. Давайте вникнем в суть. Попытаемся это сделать на конкретных жизненных примерах.

Главная наша задача в вопросе воспитания детей – помочь им правильно развиваться. То есть научить их брать ответственность за собственные решения и строить взаимоотношения с другими людьми. На какой критерий будем ориентироваться при решении данного вопроса? Конечно же, на дисциплину.

Дисциплина при формировании позитивной атмосферы в семье

Ни для кого не будет секретом, что безопасность наших детей – основа нашего душевного спокойствия. А дисциплина как раз и является тем фактором, теми границами, которые могут помочь уберечь наших детей от различных напастей мира и подготовить их к выходу во взрослую жизнь. И ребёнок должен усвоить данный раздел, пока он ещё в семье. Умение самому говорить «НЕТ» и принимать чужое «НЕТ» сослужит в дальнейшем хорошую службу в процессе самозащиты. У них должно быть право выбирать и поступать в соответствии с их собственными решениями в зависимости от возраста. Пока он маленький, ваша задача — научиться убеждать его принимать правильное решение. Когда ребёнок подрос – отдайте это право ему.

Предположим, ваш малыш нуждается в стоматологическом лечении. Ваша задача ЗАРАНЕЕ, когда ещё проблем нет, научить его не бояться зубного врача. Как? Играйте в стоматологию, придумайте сказку, что на некоей планете по названию (малыш сам должен придумать название) живет его друг Зубастик, например. И вот к этому Зубастику прилетел плохой …. (кто?) и начал портить зубки у друга. Дальше развивайте мысль ребёнка в сторону, что появился некто … (пусть ребёнок придумает его сам) и победил коварного злодея. Для этого он использовал своих друзей – «пчёлку» (стоматологический наконечник), «слоника» (воздушно – водяной пистолет, который находится на панели стоматологической машины). В общем, фантазируйте вместе с малышом, нарисуйте эту сказку, поиграйте и в доктора, и в пациента с его игрушками. Так вы снизите его тревожность по поводу неизведанного, и поможете ему достойно пройти этот нелёгкий процесс – лечение зубов.

Возьмём другой пример, когда ваш ребёнок – уже подросток и категорически не желает идти на лечение к зубному врачу. Родителям не нужно «биться в падучей», уговаривать его и обещать золотые горы, не нужно рыдать и приговаривать «пожалей хоть мать», и конечно же, не нужно угрожать. А что нужно? Просто сказать, что он уже достаточно взрослый, чтобы сделать правильный выбор, что это его ответственность – следить за своим здоровьем. И добавить, что если над запахом из его рта будут смеяться подростки, то это будет лишь его и ничья больше вина. Подчеркнуть, что вы не можете его заставить идти к врачу, но вы можете оставить его без долгожданного подарка, о котором он так давно грезит. Так что право решать – всегда только за ним.

Позитивно мыслить — собственным примером

Ещё одна родительская задача – научить детей не стать безвольными рабами сиюминутных желаний. Именно это умение поможет уже ставшим взрослыми, ориентироваться на цели и достигать тех вершин, которые они будут ставить перед собой.

Например, ещё в подростковом возрасте вы научили ребёнка не жить в долг, беря кредиты в банках, а планомерно откладывая некоторую сумму, затем использовать её в собственное удовольствие. И здесь кроме вашего родительского примера ничего не сможет сработать. Ведь если семья всё время живет в долг, работая на дядю из банка, будьте уверены, что и ваш отпрыск всю свою жизнь проведёт в этом рабстве. А если вы научите ребёнка планировать доходы и расходы, то вам не придётся на пенсии рыдать и работать в изнеможении, чтобы гасить долги дитяти в различных банках. Именно в родительской семье дети учатся моделям поведения, которые они затем будут использовать во взрослой жизни.

Несколько этапов формирования позитивного мышления у детей

Требования и ограничения должны соответствовать возрасту ребёнка. Малышу до 6 месяцев необходимы ощущения безопасности и защиты —  для этого родители должны быть всегда рядом. Затем ребёнок начинает изучать окружающий его мир и задача окружающих – уберечь его от потенциально опасных мест и занятий. Вплоть до полутора лет у малыша формируются познавательные способности, достаточные для того, чтобы понимать и реагировать на взрослое предостережение «НЕТ». Именно сейчас уже нужно давать малышу пробовать испытывать на себе последствия принятых решений. И это самый благодатный период – от полутора до трёх лет, когда родительская мудрость поможет маленькому человеку ощутить себя индивидуальностью. Уважайте его «НЕТ» во всех случаях, если это не противоречит здравому смыслу.

К примеру, ваш ребёнок вооружился фломастером и намерен написать шедевр на новых обоях. Первое, что нужно сделать – сказать ребёнку, что в вашем доме нельзя рисовать на обоях. Дайте ему альтернативу – альбом, лист бумаги, или выделите небольшой кусочек обоев в рамке на стене его комнаты, где будет импровизированный холст. Предупредите малыша о последствиях непослушания в данном вопросе – запрет на рисование в течение часа. Строго следуйте объявленному наказанию в случае нарушения запрета, обязательно напомнив ребёнку причину вашего запрета на рисование в течение часа – объясните, почему вы это делаете. Дайте ребёнку время посердиться, а затем обнимите его и восстановите эмоциональную близость, чтобы он видел, что вы всё равно его любите.

От 6 до 11 лет главная задача родителей – научить ребёнка доводить начатое дело до конца. Покажите ему примеры планирования времени, чтобы выполнение домашних школьных заданий не мешало бы порученной ему работе по дому и занятиям спортом и увлечениями. Позвольте детям самим распоряжаться своим временем. И не нужно становиться другом или подружкой подростка, нужно стать человеком, которого он уважает. Как? Самому став успешным. И критерий успешности здесь – не банковский счёт, а широкий кругозор, настоящая, а не показная любовь и взаимопонимание в семье, добрые друзья, семейные традиции и многое другое, что присуще только вашей семье. Главное, чтобы ребёнок был счастлив рядом с вами и всю последующую жизнь вспоминал о вас только тепло и радостно.

И последний период, когда родители несут ответственность за заложенные умения в детях, возраст от 11 до 18 лет. Начинайте теперь ограничивать сами себя. Вы уже не можете контролировать ребёнка, а можете только влиять на него. Вопросы типа «Как добиться хорошего поведения» уже не актуальны. В данный период можно ставить вопросы типа «Чем я могу помочь ему в подготовке к самостоятельной жизни». Важно в эти годы уточнять правила поведения в вашем доме и последствия за их нарушения. Лучше всего работает система наград и штрафов, которые должны соответствовать возрасту ребёнка. Не забудьте, что нужно отличать мелкие проступки от серьёзных нарушений. Не бойтесь допускать, чтобы дети испытывали негативные последствия их собственных ошибок. Чем раньше вы позволите им нести ответственность за собственные ошибки, тем меньше проблем будет в их жизни. Психологи и социологи выяснили, что дети, которые выходят из семьи с определёнными убеждениями, достигают больших жизненных успехов.

                                      Позитивные убеждения

  1. Только от меня зависит – стану ли я неудачником или смогу ставить задачи и добиваться их решения.
  2. За свой выбор я всегда отвечаю сам, и не виню в этом Бога или окружающих людей.
  3. Я знаю, что в жизни буду оступаться, что мне необходима будет поддержка других людей, но я никогда не стану рассчитывать, что кто – то без конца будет мне помогать. И это касается как эмоциональной, так и финансовой сферы или проблем человеческих взаимоотношений.
  4. Я имею определённые таланты, данные мне от рождения, которые я буду развивать и опираться на них в процессе всей жизни.

И пусть Сам Господь даст вам мудрости в воспитании ответственности в ваших детях.