Виртуальная зависимость

Сегодня поговорим об игровой зависимости. Вы узнаете основные причины возникновения проблемы, получите несколько конкретных направляющих, способных помочь победить в этой нелёгкой битве. Данная статья станет началом вашей борьбы. Всё, что вы хотели узнать о проблеме игровой зависимости и чёткие инструкции, как поступить и что делать, если в вашу семь пришла беда.
По данным современных исследований, компьютерной зависимости на сегодняшний день подвержены 10 % пользователей. Социологический анализ поведения детей, подростков и возрастных пользователей игровых приставок в лонгитюдном исследовании выявили патологическое пристрастие в виде психической зависимости от виртуальной реальности. Интересный факт – пристрастие к виртуальным играм редко выявлялось у женщин, и в подавляющем большинстве проявлялось у представителей мужской половины человечества. Социологи выявили факторы, способствовавшие формированию компьютерной зависимости. Это – доступность, инфантилизм, желание ощутить всплеск адреналина, стремление быть на равных со своим окружением.

Нервная система человека обладает особенностью реагировать на любую информацию, и в данном случае происходит слияние пространства и времени. На фоне изменённого сознания формируется подмена актуального настоящего на виртуальное. Погружаясь в мир игры, человек ощущает, что он более не является частью Вселенной, управляемой её законами. Он сам становится законодателем воображаемой действительности. Людвиг Виттенштайн (австрийский философ конца девятнадцатого века) сформулировал определение реальности как «осмысленную часть мира». Таким образом, можно сказать, что виртуальная реальность есть «осмысленная возможность». Пропуская информацию окружающего мира через собственное сознание, человек создаёт новую реальность со своими событиями.

Виртуальная реальность обладает рядом свойств. Она может взаимодействовать со всеми другими реальностями в голове человека, у неё свои пространство и время, законы существования, она существует «здесь и сейчас». Но главное – она является искусственной, т.е. сотворённой самим человеком. И если виртуальная реальность в итоге окажется более значимой для человека, чем реальность физического мира, он захочет погружаться в неё все более и более, подобно тому, как алкоголик цепляется за бутылку, входя в изменённое состояние сознания. Ведь, если человеку трудно решать проблемы реального мира, то побег в виртуальный мир безболезненно, и легко позволяет чувствовать себя героем, способным на всё, и не быть неудачником. Любые возражения, что виртуальное пространство не даёт возможность чувствовать запахи и прикосновения – вопрос лишь времени. Рано или поздно он будет решён.

Так изменённое состояние сознания стирает грань между виртуальной и истинной реальностями, то человек отождествляет себя с компьютером, и его иммунная и гормональная системы начинают реагировать также, как и в реальном пространстве и времени. Главной особенностью виртуального пространства является ощущение бессмертия, в отличие от реального времени, где всё стареет и приближается к хаосу в соответствии с законом термодинамики.

Если в реальном времени человек упускает возможности, не может получить удовлетворения от собственных решений и действий, то в компьютерном мире он – победитель. А это повышает самооценку, удовлетворённость существованием, и в конечном итоге – ощущением, что можно манипулировать временем и событиями по собственному усмотрению. Так достигается иллюзия «бессмертия». Все геймеры знают, что прохождение на новый уровень игры может потребовать от них траты «нескольких жизней». Так настоящее понятие жизни нивелируется, прекращает иметь свою ценность, ведь в виртуальной жизни всё можно «переиграть», начать заново бесконечное количество раз. Всё это способ ухода от страхов, сопровождающих человека в реальной жизни.

В результате появился новый взгляд на мир, где человек мнит себя самосовершенствующейся информационной системой, то есть «биологическим роботом». К чему это приводит? К освобождению от морально – правовых, гуманистический и иных ограничений, что и показывает практика, когда средства массовой информации всё чаще сообщают о случаях неадекватного поведения зависимых от компьютера людей. И эти люди зависимы не от компьютера как такового, являющегося ничем иным, как железо, они становятся зависимыми от возможностей, предоставляемых виртуальной пространственно – временной реальностью. Становятся понятными случаи, когда подростки играют по 20 часов подряд, когда агрессия, спровоцированная игрой, выливается в реальный мир. Ведь они не воспринимают настоящую реальность, они не чувствуют опасности своего поведения как к себе, так и в отношении других людей, отрицая даже очевидность проблемы. Подобный же результат и у приверженцев социальных сетей. Ведь там можно приукрасить свою жизнь, придумать события, а потом и самому поверить в их существование, ведущее к раздвоению личности на уровне «псевдосознания».

Как начинается путь к зависимости от виртуальной реальности?

Психологи утверждают, что начало пути – сложности в общении со сверстниками, проявляющиеся с самого детского возраста, что ведёт к понижению самооценки и неуверенности в себе. И неблагоприятная домашняя обстановка, отсутствие здорового общения с родителями, играют первостепенную роль. Последующее за этим чувство одиночества и отчаянные попытки самоутверждения, проявляющиеся и в девиантном поведении, рано или поздно подталкивают ребёнка в виртуальный мир, где всё так «прекрасно». Таким образом, ловушка компьютерной зависимости захлопывается за людьми, как юными, так и взрослыми, которые не смогли обнаружить смысла в настоящей жизни. Ведь в ненастоящей реальности он становится героем, способным решить любые проблемы силой, когда сюжет игры побуждает человека путём кровопролития побеждать противников. Именно поэтому, встретившись в реальной жизни с противостоянием с кем – либо, и неважно, родитель это, сверстник, или незнакомый человек, отработанная тактика решения проблемы будет применена незамедлительно. Ведь другого пути решения возникающих трудностей зависимый не знает. Сформированная агрессия ведёт к проблемам общения со сверстниками, родителями и педагогами, с любыми людьми, не желающими понять и разделить его виртуальное увлечение. А это в свою очередь ведёт к поискам единомышленников, круг общения замыкается, и в него более никто допущен не будет. Происходит привыкание, подобно героиновой зависимости.

Как же заметить, развивается ли в ребёнке игровая зависимость?

Есть несколько симптомов, которые должны насторожить. Первое – при увлечении компьютером у ребёнка проявляются положительные эмоции, похожие на эйфорию. Далее, ребёнок перестаёт быть спобобным контролировать время, проводимое у компьютера, прекращает думать о еде, урока, прогулках. Третий признак – попытка свести к минимуму компьютерное время вызывает раздражение и озлобленность, иногда – депрессию.

Как практически можно повлиять на зависимого?

Во – первых, профилактика. Закладка в воспитании верного отношения к использованию компьютера и играм. Ребёнка необходимо с детства научить, что компьютер – лишь помощник в поиске информации, не более того. Что пользоваться им можно только дозированно по времени. Исключить игры, пропагандирующие насилие, жестокость и разврат. Нужно интересоваться, чем он увлечен, каковы его проблемамы и дела, строить близкие отношения с ним, а не представлять, что роль родителя заключается в том, чтобы накормить – напоить, обуть – одеть ребёнка. Не секрет, что для высвобождения времени для себя любимых, родители покупают ребёнку компьютер, и становятся счастливыми от того, что в доме тишина и покой, или он не шатается по улицам. Организация досуга, вовлечение ребёнка в спорт, построение крепкой семьи на основе уважения друг друга, здоровое общение в семье, где каждый интересуется жизнью другого, совместный труд, отдых, отпуск – вот те необходимые кирпичики, тот фундамент, на котором строится здоровая личность.

Проблема компьютерной зависимости в дальнейшем будет только увеличиваться.

И бить тревогу по этому поводу завтра будет поздно, начитать нужно здесь и сейчас, ведь самостоятельно выбраться из виртуальной зависимости ещё никому не удавалось. Что нужно сделать, когда проблема уже наступила. Первое – как можно меньше критиковать и проявлять негативных эмоций по поводу игровой зависимости. Как можно больше доброжелательно разъяснять существующую проблему. Больше участвовать в жизни зависимого, стать ему другом, а не критиком. Нельзя ни в коем случае идти на компромиссы. Не нужно думать, что всё сразу получится. Вначале ребёнок обозлится, его поведение ухудшится, он будет стремиться найти доступ к реализации своего влечения через сверстников и игровые клубы. Тут нужно набраться терпения. Станьте открытыми, ищите с ними общения, заполняйте жизнь ребёнка чем – нибудь другим, чтобы он перестал чувствовать прежнюю пустоту. Продумывайте его режим дня, чтобы уменьшить свободное временя на безделье. Постарайтесь вызвать у ребёнка интерес к различным развивающим программам, ведь компьютерный мир при разумном подходе может приносить и пользу, если подходить к нему разумно. Лозунг «если новое не придёт на место старого, то результатов не будет», должен стать вашим союзником.
И пусть Сам Господь поможет вам в этой нелёгкой борьбе.